Открытки Советской России

Автор: Ирина Л.
Дата публикации:

Я воспользовалась архивом своей бабушки, которая хранит все открытки, которые собирали ее дочери (мои мама и тетя). Открыток очень много. И они находятся в хорошем состоянии. А мама помнит, как раньше, когда она была маленькая, открытки коллекционировали. Ведь они стоили очень дешево и были доступны даже школьникам.

Иллюстрированные открытки Советской России были следующих видов: поздравительные, видовые, репродукции, художественные, рекламные, событийные и т.д.

Поздравительные открытки. На первом месте находится огромное количество поздравительных открыток с праздниками (День рождения, 1 мая, 7 ноября, 8 марта, 23 февраля, Новый год), что даёт нам возможность сделать вывод об определённых общепринятых обычаях и символах данной стороны жизни, о праздниках, которые тогда отмечали. Открыток с Рождеством и Пасхой тогда не выпускали.

Видовая открытка. Почтовые открытки также могут представлять собой источник информации по социальной истории из различных сфер работы, торговли и досуга города или региона. Например, серия открыток с жанровыми сценами и городскими типами России. С помощью таких открыток можно увидеть представителей разных профессий, в том числе их внешний вид, одежду, а также определённые детали и позу.

Открытки-репродукции, которые могут быть носителями несохранившихся произведений искусства, выделяют в отдельную группу, поскольку они могут оставаться единственным источником, благодаря которому можно увидеть исчезнувший памятник культуры. Репродуцированные открытки являются прежде всего изобразительным источником, благодаря которому можно судить об интересе государства и широкой публики к творчеству того или иного художника или художественного объединения.

Художественные открытки. Открытки, выпускаемые художественными объединениями. В советское время после каждой крупной выставки издавались открытки. Например, «15 лет РККА» (1933), «Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран» (1959), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967) и другие. Осознанная наглядность была целью большинства тогдашних почтовых открыток.

Рекламные открытки. Вскоре почтовые открытки стали выполнять и роль носителей рекламы, например, открывшегося ресторана, отеля или фирмы. Много было открыток о туристических маршрутах, о культурных центрах социалистических стран.

Историко-событийные открытки. В ещё одну группу выделяются так называемые историко-событийные открытки, на которых старались запечатлеть как различные катастрофы, например, на судне или в шахте, так и визиты высокопоставленных лиц в то или иное место, а также торжественные открытия, например, театра, завода, школы. Такие открытки играли своеобразную роль передатчика информации, которые распространялись среди населения. Так, например, события 1917 года активно освещались соответствующими почтовыми открытками.

Политические открытки. В свою очередь, из подобных событийных открыток вытекает ещё одна группа – группа политических открыток. Таким образом, открытки демонстрируют не только событие, но и дают возможность посмотреть на исторических деятелей. Конечно, чаще на открытках изображали одиночных героев прошлого и настоящего, о чем, к примеру, свидетельствуют открытки-портреты революционных деятелей: В. И. Ленина, И. В. Сталина, Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, С. М. Кирова, Я. М. Свердлова и других.

Патриотические открытки. Во время Второй мировой войны своего абсолютного пика достигло производство патриотических почтовых открыток. Например, известная открытка того времени «Гитлер хочет есть — накормим его!», на которой художник В. Говорков изобразил Гитлера с ножом и вилкой перед пшеницей с надписью «Украина» и рядом — его же со снарядом во рту. Или другая открытка «Туда — Обратно», где сначала фашист с саблей кричит: «На Москву», а затем идёт обратно в лохмотьях среди немецких могил. На обороте открытки есть комментарий: «Без устали гнать и громить гитлеровские полки и дивизии. Уничтожим армию немецких захватчиков!». Издевательские сюжеты и подписи под иллюстрацией, а также добавления на оборотной стороне должны были выставить немцев жалкими и в то же время вызвать улыбку на лицах читающих. Сатирическая открытка в военное время играла не только патриотическую роль, но и поднимала дух солдат на фронте.

Фото-открытка. Фото-открытки отличаются тем, что их иллюстрации представляют собой фотографии. Раньше их ещё называли видовыми. Обычно на видовых открытках можно увидеть фотографии городов, виды местности, природы, известных людей. Фото-открытка открывает огромные возможности для творчества. Сочетание искусства фотографии и дизайнерского оформления позволяет передать именно те чувства, которые вы хотите выразить другому человеку.

Очень распространены были наборы открыток. У нас в музее есть, например, наборы: «Пионеры-герои», «Герои комсомольцы», «Пионеры на марше», «Птицы», «Третьяковская галерея», «Ленинские Горки», «Золотое шитье» и много других.

Таким образом, мы видим, что целью открыток было не только и не столько поздравление, сколько агитация и просвещение. Сейчас тоже часто ребята приходят в музей и рассматривают открытки, если хотят найти дополнительную информацию к уроку (о птицах, животных, городах). Открытки использовались и для оформления различных тематических выставок. У нас в музее раньше, когда не было цветного принтера, тоже часто использовались открытки для оформления экспозиций.

15.02.2019